×

Кинотеатр Пионер и Коммерсантъ-Weekend представляют круглогодичную программу «История русского кино в 50 фильмах», приуроченную к Году российского кино. Куратор — кинокритик и автор журнала Weekend Михаил Трофименков.

ПРОГРАММА НА МАЙ — ИЮЛЬ:

30 мая, 21:30 — «Хроника ночи» (1972) Алексей Спешнев

Среди пассажиров самолета, летящего в Африку, находится хирург Глеб Чухнин, который летит оперировать раненого героя освободительной борьбы (в раненом угадывается Патрис Лумумба, первый премьер-министр независимого Конго, действительно ставший жертвой покушения в 1961 году). Самолет захватывают наемники, подосланные, чтобы помешать Чухнину спасти революционера. Пилот самолета гибнет, однако хирургу и советской журналистке удается сорвать планы убийц.

Фильм будет показан с 35-миллиметровой пленки. Картину представит кинокритик Денис Горелов. Вход на показ свободный, по предварительной регистрации.

6 июня — «Партийный билет» (1936) Иван Пырьев

13 июня — «Поединок» (1944) Владимир Легошин

20 июня — «Жестокость» (1959) Владимир Скуйбин

27 июня — «Возвращение к жизни» (1972) Владимир Басов

4 июля — «Слово для защиты» (1976) Вадим Абдрашитов

11 июля — «Допрос» (1979) Рустам Ибрагимбеков, Расим Оджагов

18 июля — «Трое вышли из леса» (1958) Константин Воинов

25 июля — «Убийцы выходят на дорогу» (1942) Всеволод Пудовкин, Юрий Тарич

Дальнейшая программа будет объявлена позднее.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ:

2016 год официально объявлен Годом российского кино. Отмечая это событие, Пионер представляет уникальную кураторскую программу — альтернативную историю русского кино, составленную Михаилом Трофименковым, одним из лучших российских кинокритиков и автором журнала Weekend. В этой программе Трофименков предлагает собственный — оригинальный и субъективный взгляд на феномен российского кино и его развитие. Организованная не хронологически, а по принципу близости фильмов другу к другу, программа представляет историю русского кино как живой процесс и открывает ее заново.

«Из нашей — авторской, субъективной — истории кино намеренно исключены «вечные ценности»: «Броненосец “Потемкин”», «Андрей Рублев» или даже «Веселые ребята». Вечность не так интересна, как выхваченные из вечности мгновения. Эта история состоит из кинематографических «мгновений» — эксцентричных, несправедливо забытых и облыжно заклейменных, заслоненных другими работами их постановщиков, курьезных фильмов. Среди них есть великие фильмы, но нет «шедевров» в мертвенно-академическом смысле слова: все они — живые» (Михаил Трофименков).

Показы будут проходить в кинотеатре Пионер на протяжении всего 2016 года по понедельникам. Каждый показ будет предварен статьей Михаила Трофименкова в журнале Weekend. Вход на все показы свободный, по предварительной регистрации.

ПРОШЕДШИЕ ПОКАЗЫ:

Программа открылась 8 февраля показом «Понизовой вольницы» (1908) Владимира Ромашкова, первого русского фильма, задуманного и снятого как художественный, и «Умирающего лебедя» (1916) Евгения Бауэра, первого русского фильма ужасов. Оба фильма немые и были показаны с 35-миллиметровой кинопленки в сопровождении живой музыки (исполнитель — Филипп Чельцов). Программу представил автор проекта, кинокритик и автор журнала Weekend Михаил Трофименков, а также специалист по дореволюционному кино Николай Изволов.

15 февраля — «Огненные версты» (1957) Самсона Самсонова

Фильм вышел в разгар возрождения «ленинских норм», но режиссер Самсон Самсонов в отличие от авторов оттепельных фильмов-манифестов не искал «искренности и правды» революции, а откровенно играл в вестерн. Он первый это придумал: Россия 1918 года — тот же Дикий Запад, пунктир фронта — тот же фронтир, тачанка — тот же дилижанс. Ни одна фраза в фильме и отдаленно не напоминает лозунг, никто не грезит о счастливом будущем, никто не пугает тем, что здесь и сейчас решается судьба революции. Дело не в красных и белых, а только в погоне, и прав тот, кто успеет в осажденный город первым и спасет его.

22 февраля — «Уплотнение» (1918) Александра Пантелеева, Николая Пашковского и Анатолия Долинова

В процессе уплотнения в профессорскую квартиру въезжает слесарь и его дочь. Результатом соседства профессорской и пролетарской семей оказываются любовный роман, арест и новая просветительская деятельность пожилого ученого на ниве народного образования.
«Первый советский фильм интуитивно породил важнейший советский архетип. Старый профессор, вопреки классовой инерции и злобствованию ближнего круга, принявший новую власть, — такой же герой соцреализма, как рабочий, посланный на работу в ЧК или матрос-балтиец, штурмовавший Зимний», — Михаил Трофименков.

29 февраля — «Река» (2002) Алексея Балабанова

История колонии прокажённых в якутской тайге, в которую попадает здоровая девушка, влюбляющаяся в одного из безнадежно больных обитателей. Фильм остался незавершенным, так как в автокатастрофе в время съемок погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Алексей Балабанов остановил съемку, но через год смонтировал материал, заменив неснятые сцены комментарием.

7 марта — «Красные дьяволята» (1923) Ивана Перестиани

«“Дьяволята” сразу стали безусловным подростковым хитом. Политпросвет недоумевал: детям положено любить детское кино типа “Как Петюнька ездил к Ильичу” (Михаил Доронин, 1925), а они требуют “Дьяволят”. Перестиани “купил” аудиторию гениально просто, перекинув мостки от революционной романтики к вневременным шедеврам подросткового чтения. Теоретически, подростки должны были идентифицировать себя с Мишкой и Дуняшей, мстящими махновцам за отца, но те и сами чувствуют себя вовсе не детьми железнодорожника Петрова. Мишка бредит Фенимором Купером и записки с угрозами, которые подбрасывает Махно, подписывает: “Следопыт”. Дуняша не расстается “Оводом»”», — Михаил Трофименков.

14 марта — «Бархатный сезон» (1978) Владимира Павловича

Во время Гражданской войны в Испании бойцы интербригад пытаются спасти группу испанских детей от франкистов, переправив их на Корсику. В порту, куда направляется транспорт Красного Креста, происходит фашистский путч, дети становятся заложниками путчистов. В конце фильма дети спасены – ценой жизни троих главных героев: русского Шухова, француза Анри и американки Лиз.

21 марта — «С.В.Д. — Союз великого дела» (1927) Григория Козинцева и Леонида Трауберга

Одновременно с восстанием декабристов в 1825 году на юге России собирается бунтовать Черниговский полк. В кругу офицеров-заговорщиков появляется шулер и авантюрист Медокс, выдающий себя за представителя тайного «Союза великого дела». На самом деле его интересуют только деньги и благосклонность жены одного из заговорщиков, генерала Вишневского. Восстание полка подавлено, Медокс становится не только шпионом, но и провокатором, пытающимся погубить заключенных бунтовщиков.

28 марта — «Путешествие молодого композитора» (1985) Георгия Шенгелая

В 1907 году молодой композитор Никуша получает от своего профессора задание — отправиться в поездку по грузинским деревням собирать музыкальный фольклор. Профессор снабжает его адресами своих старых друзей, которые должны помочь Никуше выполнить эту работу. Однако первый же встреченный им помощник, Леко, принимает карту с маршрутом путешествия за шпионскую инструкцию, а самого композитора — за эмиссара революционеров-заговорщиков. Но и все остальные встреченные Никушей герои, принимают его за кого-то другого, а за ним по пятам следуют правительственные агенты-каратели.

4 апреля — «Миф о Леониде» (1991) Дмитрий Долинин

Фильм посвящен истории убийства в 1934 году первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова – одному из знаковых событий советской истории. Именно после того, как совслужащий Леонид Николаев в коридоре Смольного застрелил Кирова, в СССР началась эпоха «большого террора». Это дает историкам основания считать самого Леонидова частью политического заговора. Но Павел Финн в основу своего сценария положил другую версию происшедшего, согласно которой Леонид Николаев, руководствовался бытовыми, личными мотивами.

11 апреля — «Моя бабушка» (1929) Котэ Микаберидзе

Рабочий случайно попадает в фантастическое царство бюрократии и оказывается свидетелем того, как живет этот странный мир. Перед ним оказываются люди, которые всеми способами пытаются продемонстрировать, что они заняты важными делами и при этом не равны простым смертным. В реальности же все их занятия больше похожи на детские игры. Фильм был запрещен к показу, поскольку советская цензура усмотрела в нем «троцкизм», и вернулся на экраны в 1970-е. Фильм будет показан с 35-миллиметровой пленки — версия 1970-х годов, композитор — человек-миф Олег Каравайчук.

18 апреля — «За день до…» (1991) Александр Негреба, Олег Борецкий

Компания молодых людей проводит в запущенной московской квартире что-то вроде богемной вечеринки, которая вмещает в себя и интеллигентские посиделки на кухне, и краткосрочные романы, и целую серию обрывочных приключений. Но если в домашних стенах еще царит привычная «кухонная» атмосфера, то любой выход на улицу уже чреват катастрофой. Да и сами молодые люди за пределами квартиры немедленно оказываются частью мрачных криминальных схем, до которых они еще не доросли — и уже не дорастут. Показанный за день до августовского путча, фильм почти исчез в поворотах и углах переломного времени, частью которого, собственно, и являлся. Раритетную 35-миллиметровую копию представит один из авторов — режиссер Олег Борецкий.

25 апреля, 21:30 — «Русский вопрос» (1947) Михаил Ромм

Первый фильм холодной войны. Американский журналист Гарри Смит отправляется в Россию по заказу газетного концерна, который ждет от него книгу, порочащую Советский Союз. Эта книга должна послужить основой антисоветской пропагандистской кампании. Однако Смит возвращается из своей поездки с впечатлениями, которые совсем не подходят для такой кампании. Его намерение рассказать правду о русских людях приводит издателей в ярость. Гарри Смит лишается работы, дома, заработка – в конце концов от него уходит жена. Не имея возможности издать свою книгу, Смит рассказывает об СССР на многочисленных собраниях и митингах простым американским гражданам, которые готовы проявить солидарность с русским народом.

2 мая — «Голубой экспресс» (1929) Илья Трауберг

Середина 20-х годов, вокзал китайского провинциального города. Поезд «Голубой экспресс» отправляется в дорогу. В его вагонах, рассортированные по классам, едут бедные и богатые, а грузовые отсеки набиты всякой всячиной, в том числе и оружием. Во время путешествия постепенно набирают силу конфликты и противоречия между разными группами пассажиров, — конфликты, которые в точности повторяют мотивы классовой борьбы в китайском обществе. В конце концов в едущем поезде начинается мятеж угнетенных против угнетателей, в ход идет оружие из грузового вагона. Революция побеждает в одном отдельно взятом поезде.

9 мая — «Сибиряки» (1940) Лев Кулешов

В канун Нового года шестиклассники Сережа и Петя слышат от старожила в своей деревне предание о том, как Сталин бежал из царской ссылки. Во время побега ему помогал один местный охотник – позже Сталин подарил ему свою трубку в память об этом событии. Но сам охотник погиб в гражданскую войну, а следы трубки затерялись. Мальчики решают разыскать трубку и вернуть её Сталину.

16 мая — «Чудесница» (1936), «Кинопоезд» (1932) Александр Медведкин

Сразу две работы Александра Медведкина — народный сказ о соцсоревновании «Чудесница» (1936) и отреставрированная версия киноутопии о коммунистическом строительстве — «Кинопоезд: Пустое место» (1932), единственная сохранившаяся часть цикла, которую снял лично Медведкин.

23 мая — «Хроника одного дня» (1963) Витаутас Жалакявичюс

«Советское кино морального беспокойства. В искусстве жестокости Жалакявичус не уступал Бергману или Брессону. «Хроника одного дня» — его второй фильм о предательстве, тем более невыносимом, что побороть его, очевидно, можно, лишь «отменив» сам род людской: предательство слишком человечно» — Михаил Трофименков.