×

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и кинотеатр «Пионер» запускают круглогодичную совместную программу «Пушкинский / Пионер: Экранные экспозиции».

Каждую неделю в Пионере будут проходить показы классики отечественного и мирового кинематографа, тематически связанные как с временными выставками, так и с постоянной экспозицией Пушкинского музея. Куратор программы — Наум Ихильевич Клейман.

12 октября на открытии будет показана знаменитая японская лента «Смерть мастера чайной церемонии» (1989) Кэя Кумаи, приуроченная к выставке «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше». Вход на показ свободный, по предварительной регистрации через систему TimePad.

Выставке «Караваджо и последователи» посвящена серия показов «Светопись в кино», представляющая работы различных кинематографических школ, вдохновленных «кьяроскуро» — игрой света и тени. До конца года в «Пионере» пройдут киносеансы, связанные с выставками «”Шальные годы” Монпарнаса» и «ИЛЬЯЗД. XX век Ильи Зданевича».

Зрители смогут увидеть киношедевры французского, советского, немецкого и японского кино. Среди них — классические ленты Фрица Ланга, Марселя Карне, Рене Клера, Роберта Вине, Георга Вильгельма Пабста, Лени Рифеншталь, Ежи Кавалеровича, Михаила Калатозова, а также представителей «ленинградской школы» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Ильи Авербаха и Сергея Овчарова и многих других.

Наум Клейман, куратор программы «Пушкинский / Пионер: Экранные экспозиции»:
«История изобразительных искусств XX века, занимающая значительную часть коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, тесно переплетена с историей кино. С первых лет своего существования кино воспринимается не только как «движущаяся фотография», но и как «ожившая живопись». Основоположники отечественного кино — режиссеры Яков Протазанов, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, операторы Александр Левицкий, Эдуард Тиссе, Анатолий Головня, художники Владимир Егоров, Евгений Еней, Александр Родченко, композиторы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев развивали кино как органический синтез всех искусств».

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
«Совместная программа с кинотеатром «Пионер» предваряет постоянное присутствие кино в экспозициях будущего Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина. В будущем кино войдет в состав коллекций, представленных в Музее. В ближайших планах ГМИИ им. А.С. Пушкина — кинопоказы в ЦЭВ «Мусейон», которые будут проходить каждый первый и третий понедельник месяца».

Мэри Назари, директор кинотеатра «Пионер»:
Кинотеатр «Пионер» всегда старался знакомить зрителей с истоками кинематографа, и нам чрезвычайно приятно, что теперь у нашей аудитории есть прекрасная возможность проследить влияние, которое на кино оказала классическая живопись — безусловная и важнейшая предтеча экранного искусства XX века. Совместный проект Пушкинского и Пионера также позволит увидеть, что музей и кинотеатр — вовсе не противоположные пространства, а смежные и близкие территории, способные дополнять и обогащать друг друга.

Программа показов в «Пионере»:

12 октября — «Смерть мастера чайной церемонии» (Кэй Кумаи, 1989, Япония)
К выставке «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше»

19 октября — «С.В.Д.» (Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1927, СССР)
К выставке «Караваджо и последователи». Открытие ретроспективы Светопись в кино: Ленинградская школа. Вступительное слово историка кино Петра Багрова.

26 октября — «Гроза» (Владимир Петров, 1934, СССР)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись в кино: Ленинградская школа

2 ноября — «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977, СССР)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись в кино: Ленинградская школа. Вступительное слово сценариста Павла Финна

9 ноября — «Левша» (Сергей Овчаров, 1986, СССР)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись в кино: Ленинградская школа. Фильм представит киновед Евгений Марголит

16 ноября — «Антракт» и «Под крышами Парижа» (Рене Клер, 1924, 1930, Франция)
К выставке «“Шальные годы” Монпарнаса». Фильмы представит киновед Наум Клейман

23 ноября — «С утра до полуночи» (Карл Хайнц Мартин, 1920, Германия)
К выставке «Караваджо и последователи». Немецкая классическая школа. Фильм представит киновед Наум Клейман

30 ноября — «Руки Орлака» (Роберт Вине, 1924, Германия)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись в кино: Немецкая классическая школа. Фильм представит доктор Михаэль Ведель

7 декабря — «Безрадостный переулок» (Георг Вильгельм Пабст, 1925, Германия)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись в кино: Немецкая классическая школа

14 декабря — «М — город ищет убийцу» (Фриц Ланг, 1931, Германия)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись в кино: Немецкая классическая школа

Программа показов в «Мусейоне»

15 ноября — «Механический балет» (Фернан Леже, Дадли Мерфи, 1924, Франция), «Эмак Бакиа», «Морская звезда», «Тайны замка для игры в кости» (Ман Рэй, 1926, 1928, 1929, Франция)
К выставке «“Шальные годы” Монпарнаса». Кино художников Монпарнаса. Фильмы представит киновед Наум Клейман

29 ноября — «Фауст» (Фридрих Вильгельм Мурнау, 1926, Германия)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись на экране: Немецкая классическая школа. Лекция доктора Михаэля Веделя (Германия)

6 декабря — «Варьете» (Эдвард Андре Дюпон, 1925, Германия)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись на экране: Немецкая классическая школа. Фильм представит киновед Алексей Медведев

20 декабря — «Шурочка» (Иосиф Хейфиц, 1982, СССР)
К выставке «Караваджо и последователи». Светопись на экране: Ленинградская школа. Фильм представит оператор Дмитрий Долинин

Колымажный переулок, дом 6. Подробнее о показах в «Мусейоне» читайте по ссылке

Иллюстрация Иллюстрация Иллюстрация
Иллюстрация