×

Чешский культурный центр, Эйзенштейн-центр и кинотеатр Пионер представляют ретроспективу Веры Хитиловой — классика мирового кино и гранд-дамы чешской «новой волны», неутомимого бунтаря и авангардиста. Ретроспектива пройдет с 12 по 24 мая.

Ее фильмы и сегодня бросают вызов зрителю прямой постановкой острых вопросов, вызывая восхищение своей смелостью и бескомпромиссностью. Уже первые работы Хитиловой «Потолок» (1961) и «Мешок блох» (1962) привлекли внимание главных кинофестивалей, а дебютная полнометражная картина «О чем-то ином» (1963) получила Гран-при МКФ в Мангейме. После коллективного киноманифеста чешской «новой волны», альманаха «Жемчужинки на дне» (1965), в котором Хитилова участвовала с новеллой «Закусочная “Мир”», она сняла свой самый известный фильм — абсурдистский гротеск «Маргаритки» (1966). Картина подверглась жесткой критике властей, и после ввода войск стран Варшавского договора Хитилова получила запрет на профессию, успев, однако, завершить многослойную притчу «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969).

В 1976 году Хитиловой удалось вернуться в кинематограф с фильмом «Ставка — яблоко», который получил «Серебряного Хьюго» на МКФ в Чикаго. Далее последовали социальная сатира «Панельная история, или Как рождается микрорайон» (1979), комедия абсурда «Стихийное бедствие» (1981), гротеск «Предвечерняя резвость фавна» (1983) и фантастический хоррор «Турбаза “Волчья”» (1986). Назревавшие в обществе перемены Хитилова точно ухватила в двух последних перед «бархатной революцией» картинах — политической аллегории «Шут и королева» (1987) и фильме-предупреждении «Копытом туда, копытом сюда» (1988).

Ретроспектива Веры Хитиловой станет самой представительной среди всех, что до сих пор проводились в России. Она включает все игровые картины, снятые режиссером в период с 1960 по 1988 годы, а также ее наиболее яркие документальные фильмы — философское эссе «Прага — беспокойное сердце Европы» (1984), глубоко личную историю «Троя в метаморфозах времени» (2003) и уникальный фильм-портрет «Хитилова против Формана» (1981).
Очень подробно представлен ранний период творчества Хитиловой, включающий учебные работы и первый короткий метр и позволяющий проследить, как формировался ее режиссерский почерк. Показ курсовых работ — кафкианского этюда «Катавасия» и экспериментального репортажа «Зеленая улица» — не имеет прецедента в России. Эти редкие картины будут продемонстрированы на открытии ретроспективы, наряду с легендарным фильмом «Маргаритки», принесшим Хитиловой мировую известность. Закроет ретроспективу документальная картина «Хитилова против Формана», снятая Верой Хитиловой для бельгийского телевидения в 1981 году. С момента создания фильм демонстрировался всего несколько раз, и благодаря помощи продюсера Пьера Друо и Бельгийской королевской синематеки будет впервые показан в Москве.

Специальный гость закрытия — Рената Литвинова.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

12 мая, вторник
19:30 — «Катавасия» (1960), «Зеленая улица» (1960), «Маргаритки» (1966)

13 мая, среда
19:30 — «Потолок» (1961), «Мешок блох» (1962)

14 мая, четверг
19:30 — «О чем-то ином» (1963)

15 мая, пятница
19:30 — «Жемчужинки на дне» (1965)

16 мая, суббота
14:00 — «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969)
16:00 — «Ставка — яблоко» (1976)

17 мая, воскресенье
14:00 — «Панельная история, или Как рождается микрорайон» (1979)
16:00 — «Стихийное бедствие (Занос)» (1981)

19 мая, вторник
19:30 — «Предвечерняя резвость фавна» (1983)

20 мая, среда
19:30 — «Прага — беспокойное сердце Европы» (1984)

21 мая, четверг
19:30 — «Турбаза «Волчья»» (1986)

22 мая, пятница
19:30 — «Шут и королева» (1987)

23 мая, суббота
14:00 — «Копытом туда, копытом сюда» (1988)
16:30 — «Троя в метаморфозах времени» (2003)

24 мая, воскресенье
16:00 — «Хитилова против Формана» (1981)

Иллюстрация Иллюстрация

Иллюстрация
Иллюстрация Иллюстрация Иллюстрация