Кинотеатр Пионер » История русского кино в 50 фильмах
×

Кинотеатр Пионер и Коммерсантъ-Weekend представляют круглогодичную программу «История русского кино в 50 фильмах», приуроченную к Году российского кино. Куратор — кинокритик и автор журнала Weekend Михаил Трофименков.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ:

2016 год официально объявлен Годом российского кино. Отмечая это событие, Пионер представляет уникальную кураторскую программу — альтернативную историю русского кино, составленную Михаилом Трофименковым, одним из лучших российских кинокритиков и автором журнала Weekend. В этой программе Трофименков предлагает собственный — оригинальный и субъективный взгляд на феномен российского кино и его развитие. Организованная не хронологически, а по принципу близости фильмов другу к другу, программа представляет историю русского кино как живой процесс и открывает ее заново.

«Из нашей — авторской, субъективной — истории кино намеренно исключены «вечные ценности»: «Броненосец “Потемкин”», «Андрей Рублев» или даже «Веселые ребята». Вечность не так интересна, как выхваченные из вечности мгновения. Эта история состоит из кинематографических «мгновений» — эксцентричных, несправедливо забытых и облыжно заклейменных, заслоненных другими работами их постановщиков, курьезных фильмов. Среди них есть великие фильмы, но нет «шедевров» в мертвенно-академическом смысле слова: все они — живые» (Михаил Трофименков).

Показы будут проходить в кинотеатре Пионер на протяжении всего 2016 года по понедельникам. Каждый показ будет предварен статьей Михаила Трофименкова в журнале Weekend. Вход на все показы свободный, по предварительной регистрации.

ПРОШЕДШИЕ ПОКАЗЫ:

Программа открылась 8 февраля показом «Понизовой вольницы» (1908) Владимира Ромашкова, первого русского фильма, задуманного и снятого как художественный, и «Умирающего лебедя» (1916) Евгения Бауэра, первого русского фильма ужасов. Оба фильма немые и были показаны с 35-миллиметровой кинопленки в сопровождении живой музыки (исполнитель — Филипп Чельцов). Программу представил автор проекта, кинокритик и автор журнала Weekend Михаил Трофименков, а также специалист по дореволюционному кино Николай Изволов.

15 февраля — «Огненные версты» (1957) Самсона Самсонова

Фильм вышел в разгар возрождения «ленинских норм», но режиссер Самсон Самсонов в отличие от авторов оттепельных фильмов-манифестов не искал «искренности и правды» революции, а откровенно играл в вестерн. Он первый это придумал: Россия 1918 года — тот же Дикий Запад, пунктир фронта — тот же фронтир, тачанка — тот же дилижанс. Ни одна фраза в фильме и отдаленно не напоминает лозунг, никто не грезит о счастливом будущем, никто не пугает тем, что здесь и сейчас решается судьба революции. Дело не в красных и белых, а только в погоне, и прав тот, кто успеет в осажденный город первым и спасет его.

22 февраля — «Уплотнение» (1918) Александра Пантелеева, Николая Пашковского и Анатолия Долинова

В процессе уплотнения в профессорскую квартиру въезжает слесарь и его дочь. Результатом соседства профессорской и пролетарской семей оказываются любовный роман, арест и новая просветительская деятельность пожилого ученого на ниве народного образования.
«Первый советский фильм интуитивно породил важнейший советский архетип. Старый профессор, вопреки классовой инерции и злобствованию ближнего круга, принявший новую власть, — такой же герой соцреализма, как рабочий, посланный на работу в ЧК или матрос-балтиец, штурмовавший Зимний», — Михаил Трофименков.

29 февраля — «Река» (2002) Алексея Балабанова

История колонии прокажённых в якутской тайге, в которую попадает здоровая девушка, влюбляющаяся в одного из безнадежно больных обитателей. Фильм остался незавершенным, так как в автокатастрофе в время съемок погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Алексей Балабанов остановил съемку, но через год смонтировал материал, заменив неснятые сцены комментарием.

7 марта — «Красные дьяволята» (1923) Ивана Перестиани

«“Дьяволята” сразу стали безусловным подростковым хитом. Политпросвет недоумевал: детям положено любить детское кино типа “Как Петюнька ездил к Ильичу” (Михаил Доронин, 1925), а они требуют “Дьяволят”. Перестиани “купил” аудиторию гениально просто, перекинув мостки от революционной романтики к вневременным шедеврам подросткового чтения. Теоретически, подростки должны были идентифицировать себя с Мишкой и Дуняшей, мстящими махновцам за отца, но те и сами чувствуют себя вовсе не детьми железнодорожника Петрова. Мишка бредит Фенимором Купером и записки с угрозами, которые подбрасывает Махно, подписывает: “Следопыт”. Дуняша не расстается “Оводом»”», — Михаил Трофименков.

14 марта — «Бархатный сезон» (1978) Владимира Павловича

Во время Гражданской войны в Испании бойцы интербригад пытаются спасти группу испанских детей от франкистов, переправив их на Корсику. В порту, куда направляется транспорт Красного Креста, происходит фашистский путч, дети становятся заложниками путчистов. В конце фильма дети спасены – ценой жизни троих главных героев: русского Шухова, француза Анри и американки Лиз.

21 марта — «С.В.Д. — Союз великого дела» (1927) Григория Козинцева и Леонида Трауберга

Одновременно с восстанием декабристов в 1825 году на юге России собирается бунтовать Черниговский полк. В кругу офицеров-заговорщиков появляется шулер и авантюрист Медокс, выдающий себя за представителя тайного «Союза великого дела». На самом деле его интересуют только деньги и благосклонность жены одного из заговорщиков, генерала Вишневского. Восстание полка подавлено, Медокс становится не только шпионом, но и провокатором, пытающимся погубить заключенных бунтовщиков.

28 марта — «Путешествие молодого композитора» (1985) Георгия Шенгелая

В 1907 году молодой композитор Никуша получает от своего профессора задание — отправиться в поездку по грузинским деревням собирать музыкальный фольклор. Профессор снабжает его адресами своих старых друзей, которые должны помочь Никуше выполнить эту работу. Однако первый же встреченный им помощник, Леко, принимает карту с маршрутом путешествия за шпионскую инструкцию, а самого композитора — за эмиссара революционеров-заговорщиков. Но и все остальные встреченные Никушей герои, принимают его за кого-то другого, а за ним по пятам следуют правительственные агенты-каратели.

4 апреля — «Миф о Леониде» (1991) Дмитрий Долинин

Фильм посвящен истории убийства в 1934 году первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова – одному из знаковых событий советской истории. Именно после того, как совслужащий Леонид Николаев в коридоре Смольного застрелил Кирова, в СССР началась эпоха «большого террора». Это дает историкам основания считать самого Леонидова частью политического заговора. Но Павел Финн в основу своего сценария положил другую версию происшедшего, согласно которой Леонид Николаев, руководствовался бытовыми, личными мотивами.

11 апреля — «Моя бабушка» (1929) Котэ Микаберидзе

Рабочий случайно попадает в фантастическое царство бюрократии и оказывается свидетелем того, как живет этот странный мир. Перед ним оказываются люди, которые всеми способами пытаются продемонстрировать, что они заняты важными делами и при этом не равны простым смертным. В реальности же все их занятия больше похожи на детские игры. Фильм был запрещен к показу, поскольку советская цензура усмотрела в нем «троцкизм», и вернулся на экраны в 1970-е. Фильм будет показан с 35-миллиметровой пленки — версия 1970-х годов, композитор — человек-миф Олег Каравайчук.

18 апреля — «За день до…» (1991) Александр Негреба, Олег Борецкий

Компания молодых людей проводит в запущенной московской квартире что-то вроде богемной вечеринки, которая вмещает в себя и интеллигентские посиделки на кухне, и краткосрочные романы, и целую серию обрывочных приключений. Но если в домашних стенах еще царит привычная «кухонная» атмосфера, то любой выход на улицу уже чреват катастрофой. Да и сами молодые люди за пределами квартиры немедленно оказываются частью мрачных криминальных схем, до которых они еще не доросли — и уже не дорастут. Показанный за день до августовского путча, фильм почти исчез в поворотах и углах переломного времени, частью которого, собственно, и являлся. Раритетную 35-миллиметровую копию представит один из авторов — режиссер Олег Борецкий.

25 апреля, 21:30 — «Русский вопрос» (1947) Михаил Ромм

Первый фильм холодной войны. Американский журналист Гарри Смит отправляется в Россию по заказу газетного концерна, который ждет от него книгу, порочащую Советский Союз. Эта книга должна послужить основой антисоветской пропагандистской кампании. Однако Смит возвращается из своей поездки с впечатлениями, которые совсем не подходят для такой кампании. Его намерение рассказать правду о русских людях приводит издателей в ярость. Гарри Смит лишается работы, дома, заработка – в конце концов от него уходит жена. Не имея возможности издать свою книгу, Смит рассказывает об СССР на многочисленных собраниях и митингах простым американским гражданам, которые готовы проявить солидарность с русским народом.

2 мая — «Голубой экспресс» (1929) Илья Трауберг

Середина 20-х годов, вокзал китайского провинциального города. Поезд «Голубой экспресс» отправляется в дорогу. В его вагонах, рассортированные по классам, едут бедные и богатые, а грузовые отсеки набиты всякой всячиной, в том числе и оружием. Во время путешествия постепенно набирают силу конфликты и противоречия между разными группами пассажиров, — конфликты, которые в точности повторяют мотивы классовой борьбы в китайском обществе. В конце концов в едущем поезде начинается мятеж угнетенных против угнетателей, в ход идет оружие из грузового вагона. Революция побеждает в одном отдельно взятом поезде.

9 мая — «Сибиряки» (1940) Лев Кулешов

В канун Нового года шестиклассники Сережа и Петя слышат от старожила в своей деревне предание о том, как Сталин бежал из царской ссылки. Во время побега ему помогал один местный охотник – позже Сталин подарил ему свою трубку в память об этом событии. Но сам охотник погиб в гражданскую войну, а следы трубки затерялись. Мальчики решают разыскать трубку и вернуть её Сталину.

16 мая — «Чудесница» (1936), «Кинопоезд» (1932) Александр Медведкин

Сразу две работы Александра Медведкина — народный сказ о соцсоревновании «Чудесница» (1936) и отреставрированная версия киноутопии о коммунистическом строительстве — «Кинопоезд: Пустое место» (1932), единственная сохранившаяся часть цикла, которую снял лично Медведкин.

23 мая — «Хроника одного дня» (1963) Витаутас Жалакявичюс

«Советское кино морального беспокойства. В искусстве жестокости Жалакявичус не уступал Бергману или Брессону. «Хроника одного дня» — его второй фильм о предательстве, тем более невыносимом, что побороть его, очевидно, можно, лишь «отменив» сам род людской: предательство слишком человечно» — Михаил Трофименков.

30 мая — «Хроника ночи» (1972) Алексей Спешнев

Среди пассажиров самолета, летящего в Африку, находится хирург Глеб Чухнин, который летит оперировать раненого героя освободительной борьбы (в раненом угадывается Патрис Лумумба, первый премьер-министр независимого Конго, действительно ставший жертвой покушения в 1961 году). Самолет захватывают наемники, подосланные, чтобы помешать Чухнину спасти революционера. Пилот самолета гибнет, однако хирургу и советской журналистке удается сорвать планы убийц.

6 июня — «Партийный билет» (1936) Иван Пырьев

Сибиряк Павел Куганов начинает работать на одном из заводов Москвы и быстро становится передовиком производства. У него появляется много друзей, ударница Анна выходит за него замуж. После того, как у Анны пропадает партийный билет, Павел произносит пламенную речь о бдительности – в результате Анну исключают из партии. Однако через некоторое время оказывается, что украл билет сам Павел, украл для того, чтобы дать возможность проникнуть в горком партии женщине-шпионке. Сам же он – не сибирский рабочий, а диверсант, сын кулаков, который работает на шпионский центр и хочет отомстить советской власти.

13 июня — «Поединок» (1944) Владимир Легошин

Экранизация повести Льва Шейнина «Военная тайна». На вооружение Советской Армии поступает новое сверхмощное орудие Л-2. Инженер Леонтьев командирован на фронт для испытания в боевой обстановке своего изобретения. Одновременно с этим немецкая разведка отправляет две группы диверсантов, которым поручено овладеть секретом нового оружия.

20 июня — «Жестокость» (1959) Владимир Скуйбин

«Владимир Скуйбин — самая радикальная фигура эпохи: бескомпромиссность «Жестокости» вызывала оторопь и в 1959-м, и в 1970-х, когда «гимн первым комсомольцам» показывали по телевидению, вызывает и поныне. Еще жив Ленин, еще только 1923 год, а в Дударях уже прорастает 1937-й» (Михаил Трофименков).

27 июня — «Возвращение к жизни» (1972) Владимир Басов

«Что же это за жанр такой, в котором работает Басов? Жанр, позволяющий показывать трагедию как фарс, прихотливо менять интонацию, нисколько не умаляя трагизма истории. Самый, что ни на есть, традиционный жанр европейской культуры. «Возвращение к жизни» — плутовской роман, или «пикаро»» (Михаил Трофименков).

4 июля — «Слово для защиты» (1976) Вадим Абдрашитов

Первая из 11 совместных работ Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе. Валентина попадает в тюрьму за покушение на жизнь своего любовника, Федяева. Адвокат Валентины, Ирина Мельникова, ищет смягчающие обстоятельства в деле и для этого выясняет подробности истории жизни своей подзащитной и истории ее безответной, бессмысленной любви к Федяеву. Речь Ирины в суде производит фурор, Валентину освобождают. Между тем сама Ирина в ходе процесса начинает сомневаться в том, настоящая ли любовь связывает ее с ее женихом Русланом.

11 июля — «Допрос» (1979) Расим Оджагов

Следователь Сейфи Ганиев расследует дело о подпольном цеховом производстве. Подследственный Мурат Абиев признается в хищении государственных денег, но не готов выдать своих высокопоставленных сообщников. Ганиев пытается получить признание, угрожая Абиеву вторым делом, по которому тот обвиняется в убийстве и изнасиловании. Следователь стремится разоблачить мафиозных чиновников, но его начальство хочет как можно скорее закрыть дело.

18 июля – «Трое вышли из леса» (1958) Константин Воинов

Командир партизанского отряда отправляет на боевое задание трех бойцов, Юлию, Павла и Сергея. Буквально через несколько минут после их ухода партизанский отряд уничтожают немецкие каратели. Спустя много лет, после окончания Второй мировой войны, КГБ начинает искать предателя, который несет ответственность за карательную акцию, – это должен быть один из троих уцелевших, ушедших тогда на задание. Чтобы выяснить, кто именно, следователи организуют встречу всех троих.

25 июля — «Убийцы выходят на дорогу» (1942) Всеволод Пудовкин

Экранизация пьесы Брехта «Страх и нищета Третьей Империи», собрание мрачных скетчей, показывающих, как фашизм живет за счет того, что натравливает людей друг на друга. Пьяные солдаты из трусости стреляют в безоружного старика. К беременной женщине приходят с обыском, потому что ее муж выступает против повышения цен. Молодой солдат в доме своей невесты хвастается тем, как умело он и его товарищи разоблачают «пятую колонну». Родители опасаются говорить о политике при прислуге и детях – и почти уверены в том, что их сын может на них донести. Немецкие солдаты на русском фронте промышляют мародерством и истребляют друг друга. Выживают те, кто попали в плен к партизанам.

1 августа – «Рваные башмаки» (1933), Маргарита Барская

В неназванной западной стране, под которой, очевидно, подразумевается Германия, дети рабочих с пролетарских окраин, чтобы помочь своим семьям, обращаются за помощью к коммунистам, затем устраивают школьный бунт и, наконец, вместе со взрослыми становятся участниками политической демонстрации.

8 августа – «Ленин в Польше» (1933), Сергей Юткевич

В основе фильма исторический факт – недолгое пребывание Ленина в тюрьме Кракова, в которой он оказался в августе 1914 года. Центральные сцены фильма – сцены вынужденного бездействия в тюремной камере, сопровождаемые внутренним монологом главного героя. На Каннском кинофестивале 1966 года фильм получил приз за лучшую режиссуру.

15 августа – «Ноктюрн» (1966), Ростислав Горяев

В конце Гражданской войны в Испании боец-интербригадист из Латвии Жорж влюбляется в медсестру Иветту. Но военные действия вновь разделяют влюбленных. Иветте удается скрыться и, перейдя границу, вернуться во Францию. Жорж попадает в концентрационный лагерь. Оба вновь встречаются через несколько лет, на этот раз в оккупированной фашистами Франции. Оба становятся партизанами в отряде, расположенном на секретной базе в горах. Часть отряда отправляется на задание, а лагерь в это время атакуют каратели. В бою Иветта гибнет, не дождавшись возвращения Жоржа.

22 августа – «Окраина» (1998), Петр Луцик

Жители одной уральской деревни, обнаруживают, что их землю обманом присвоил себе некий нефтяной магнат из Москвы. Сначала они разоблачают и с особой жестокостью казнят пособников захватчика из числа односельчан. Затем отправляются в Москву, находят магната и, обойдясь с ним столь же жестоко, возвращают себе родную землю.

29 августа – «Ночь без милосердия» (1961), Александр Файнциммер

Военный летчик Генри Дэвис прикомандирован к американской военной базе, где-то на Ближнем Востоке. Ему предлагают готовиться к полетам на новом сверхскоростном самолете. На самом деле – это часть заговора высокопоставленных военачальников, стремящихся развязать ядерную войну. Дэвис, не желая стать провокатором всемирной катастрофы, нарушает дисциплину и субординацию, и в результате оказывается спасителем человечества.

5 сентября – «Борцы» (1936), Густав фон Вангенхайм

В основе фильма – история «лейпцигского процесса», состоявшегося в 1933 году. Болгарский коммунист Георгий Димитров, на которого национал-социалисты пытались возложить ответственность за поджог Рейхстага, Димитров, выступивший с речью в собственную защиту, стал после процесса героем международной левой прессы и Коминтерна. Для фильма Димитров, к тому времени уже эмигрировавший в СССР, еще раз произнес эту легендарную речь перед камерой. Почти все участники съемок были немецкими эмигрантами-коммунистами – еще во время съемок и сразу после их окончания многие из них стали жертвами сталинских репрессий.

12 сентября – «На киевском направлении» (1967), Владимир Денисенко

История обороны Киева в июле-сентябре 1941 года. Город обороняют не только солдаты и моряки Днепровской флотилии, но и все его жители. Военное противостояние разворачивается между группой армий вермахта «Юг» и войсками Юго-Западного фронта под командованием генерал-полковника Кирпоноса. Армия Кирпоноса пытается не только спасти Киев, но и заблокировать танковую армию Гудериана, которая движется на Москву. Советские войска несут огромные потери, Киев приходится сдать, сам генерал-полковник Кирпонос гибнет в бою вместе со всем штабом, пытаясь выйти из окружения.

19 сентября – «Цену смерти спроси у мертвых» (1977), Калье Кийск

Эстонский революционер Антон Соммер оказывается среди тех, кто возглавляет коммунистическое восстание в Эстонии в 1924 году. После того, как восстание подавлено, Соммер попадает в тюрьму, где ему предлагают сделать выбор: умереть или стать коллаборантом. Соммер гибнет, будучи не в состоянии отказаться от своих идеалов.

26 сентября – «Падающий иней» (Виктор Ивченко, 1969)

На рыболовное судно нанимается моряк без документов, все называют его Гансом и считают немцем. Однажды Ганс тяжело заболевает, и капитан судна высаживает его на берег средиземноморского острова. Ганса находит рыбачка Сильвана, лечит и оставляет жить у себя в доме. Ганс не помнит своего прошлого, но, заболев вновь, он в бреду начинает разговаривать по-русски – к нему возвращается память. После выздоровления он возвращается на родину, несмотря на то, что Сильвана пытается удержать его на острове.

3 октября – «Радуга» (Марк Донской, 1944)

Украинское село занимает немецкая воинская часть, крестьяне один за другим становятся жертвами оккупантов. Некоторые сельчане скрываются в лесах и присоединяются к партизанскому отряду. Однажды в село тайком возвращается партизанка Олена, чтобы в своем доме родить ребенка. Сельский староста выдает Олену немецкой комендатуре – ее арестовывают и допрашивают, чтобы выпытать местонахождение партизанского отряда. Даже убийство ее новорожденного ребенка не заставляет Олену нарушить молчание. Вскоре после этого село освобождают партизаны и красноармейцы.

10 октября – «Милый, дорогой, любимый, единственный» (Динара Асанова, 1984)

Вадим, ленинградец, подрабатывающий извозом, сажает к себе в машину совсем молодую женщину с новорожденным ребенком. Весь оставшийся день Вадим вынужден провести с Анной, помогая ей выпутаться из неприятных, драматических и даже трагических ситуаций, в которые она попадает по собственной вине. Ребенка, которого Анна украла, чтобы произвести впечатление на охладевшего к ней любовника, в конце концов, возвращают родителям, но проблемы, обнаружившиеся в результате этой кражи, остаются.

17 октября – «Однажды в провинции» (Екатерина Шагалова, 2008)

Вольный перенос основных мотивов «Трамвая «Желание»» в русскую современность. Настя – успешная актриса, звезда нескольких сериалов – вынуждена по неизвестной причине переехать из Москвы в провинциальный город, где живет ее сестра, вышедшая замуж за военного, который тиранит ее и унижает. Город оказывается населен людьми, у которых нет ни больших планов, ни надежд на будущее, ни возможностей реализовать себя. При этом жители города – это маленькое, но довольно сплоченное сообщество, защищающимся от любых чужаков, будь то скинхеды или приезжая актриса.

24 октября – «Странное время» (Наталья Пьянкова, 1997)

Фильм, состоящий из трех новелл. Двое молодых мужчин и одна женщина (Алла – последняя роль Елены Майоровой) проводят время на крыше московской высотки, рассказывая правдивые и вымышленные истории из своей жизни. Все эти истории посвящены случайным любовным связям, которые должны были остаться эпизодами, а вместо этого изменили жизнь каждого героя.

31 октября – «Странные люди» (Василий Шукшин, 1969)

Деревенский парень, приехав в Крым к брату, быстро сбегает домой. Ветеран Бронька вновь и вновь переживает придуманную им историю о том, как он в 1943 году «стрелял в Гитлера». Уважаемого председателя колхоза на старости лет вдруг атакуют причудливые, нескромные видения и фантазии. Экранизация трех рассказов Шукшина — три лубочно-несуразные истории, которые как будто бы сами собой случаются с «типичными шукшинскими» персонажами, странными, неприкаянными чудаками, не извлекающими из своей жизни ни выгоды, ни уроков.

7 ноября – «Великий перелом» (Фридрих Эрмлер, 1945)

Фильм рассказывает о военачальниках, командующих советской армией во время Сталинградской битвы. Сталинград при этом называется просто «город» и постановка не стремится придерживаться исторической конкретики. После войны, на 1-м Каннском международном кинофестивале в 1946 году фильм получил Гран-при и был награжден еще в двух номинациях.

14 ноября – «Дом» (Олег Погодин, 2011)

Несколько поколений семьи Шамановых, многие из них живут в большом общем доме где-то на Дону, готовятся отметить столетие старшего в роду. Один из членов семьи, криминальный авторитет Виктор, приводит за собою «хвост» – то ли конкурентов, то ли правоохранителей. В день юбилея преследователи окружают дом, в перестрелке, переходящей в бойню, гибнет почти весь клан Шамановых.

21 ноября – «Крылья» (Лариса Шепитько, 1966)

Надежда Петрухина во время войны была летчицей, в одном из воздушных боев погиб человек, которого она любила. В послевоенной жизни Надежда – директор ПТУ, уважаемый в городе человек. Но ее отношения с близкими, коллегами, воспитанниками либо формальны, либо ведут к беспричинным конфликтам, потому что для Петрухиной пережитое на войне по-прежнему остается единственной реальностью.

28 ноября – «Комиссары» (Николай Мащенко, 1971)

В конце гражданской войны в заброшенном монастыре открываются курсы переподготовки для боевых комиссаров, которые должны учиться управлять страной. Все они привержены новому государству, но между ними есть напряженность, вражда, предательство. Курсантам приходится отбивать атаку белогвардейцев, пытающихся захватить город, где находится монастырь.

5 декабря – «Агония» (Элем Климов, 1974/81)

Возвышение и крах Григория Распутина и события последнего предреволюционного года. Авторский взгляд на «дворцовую» часть исторических событий – групповой портрет династии Романовых незадолго до гибели империи.

12 декабря – «Частная жизнь» (Юлий Райзман, 1982)

Высокопоставленного советского функционера Сергея Абрикосова отправляют на пенсию после реорганизации предприятия, которым он руководил. С этого момента жизнь Абрикосова вопреки его воле ограничена семьей, на которую у него никогда не было времени. Абрикосов впервые осознает, что между ним и его близкими уже давно царит отчуждение, в котором виноват он сам. Неизвестно, удастся ли герою разрешить обнаружившийся внутренний кризис: в финале фильма его призывают в министерство, обещая новое назначение, а стало быть и возвращение к прежней жизни.

19 декабря – «Грачи» (Константин Ершов, 1982)

История воспроизводит реальные события, описанные журналистом Ольгой Чайковской в «Литературной газете». На юге России арестованы грабители, которые во время одного из своих налетов застрелили милиционера. Следствие раскрывает подробности преступлений банды, состоящей из членов одной семьи, которая для всех окружающих до поры до времени мало чем отличалась от других обычных провинциальных семей.

26 декабря – «Голос» (Илья Авербах, 1982)

Иллюстрация